Конспект беседы в подготовительной группе на тему: «Моё. Твоё. Чужое»
Составители: воспитатели МБДОУ №16
г. Невинномысска
Новоселова Н.Г.
Рева М.Ю.
Цель: профилактика понятия того, что является, а что не является воровством.
-
дать понятие «воровства»;
-
учить, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения;
-
объяснить, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также ребенок должен знать, что со стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями.
-
учить отвечать за неправильные действия.
-
дать детям поддержку со стороны других детей.
Текст загадки и стихотворения К.Чуковского «Краденое солнце».
Дети и воспитатель садятся на ковер. Воспитатель начинает беседу.
Восп: я хочу начать нашу беседу с загадки:
«Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет». Дети: Лыса,
Восп.: правильно. А почему лиса кур крадет? Ответы детей.
Восп.: хочу прочитать вам отрывок из стихотворения «Краденое солнце». Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. А сороки-Белобоки поскакали по полям, Закричали журавлям: ‘Торе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!» Почему Крокодил солнце проглотил? Ответы детей.
Восп.: Как мы узнаём где «чужое» и почему его брать нельзя? (Дать понять особенности «моё»,«твоё», «чужое»)
Ответы детей. Обсуждение.
Восп.: а что чувствует человек, у которого что-либо взяли без спроса? (Знакомство с чувствами человека, умение ставить себя на позицию другого. Отрицательная оценка поступка, а не человека). Как вы думаете, почему люди воруют? Ответы детей. Обсуждение.
Восп.: Предлагаю поиграть в игру «Что изменилось?» (Дети становятся в круг. Дается задание: посмотреть друг на друга внимательно. Затем дети закрывают глаза, а ведущий у любого ребенка забирает что-либо (заколку, платочек, машинку из кармана). По сигналу дети открывают глаза и
говорят, что изменилось. Игру можно провести 2-3 раза и один раз забрать вещь у ребенка, который подозревается в воровстве). Что изменилось? Правильно? Давайте теперь спросим у Даши, что она чувствует, когда у неё забрали её заколку?
Ответ ребенка. Помощь в определении чувств и эмоций. (Обида, разочарование, злость, грусть). Обсуждение.
Восп.: Теперь встаньте парами и повернитесь друг к другу лицом. У нас получился ручеёк с «берегами любви»
Игра «Ручеёк любви». Каждый ребенок, по очереди, проходит — «плывёт» по ручейку, а «берега» говорят ему ласковые слова.
Например: ты хороший, умный, добрый, красивый. У тебя здорово получается рисовать, строить гараж и т.п.
Огромное всем спасибо! На этом наше занятие заканчивается.
Рекомендации воспитателям и родителям в конкретной ситуации, когда вы обнаружили воровство.
Составители: воспитатели МБДОУ №16
г. Невинномысска
Новоселова Н.Г.
Рева М.Ю.
07.12.2016 г.
-
Говорить и думать что ребенок не «своровал», а «взял» чужую вещь
-
Поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить откуда игрушка или вещь, как он далее с украденным распоряжается. Какие отношения у вашего ребенка с владельцем» вещи. Так вы поймете, зачем он это делает.
-
Если ребенок испытывает чувство вины перед содеянным, то следует акцентировать внимание ребенка на чувствах владельца вещи если ребенок не испытывает чувства вины, факт воровства необходимо осудить. Но осудить поступок, а не ребенка вернуть вещь, принадлежащую владельцу. Сделать это нужно так, как будто ваш ребенок нашел эту вещь.
-
Пойдите и отдайте вещь вместе с ребенком, если понадобится, защитите его. Займите позицию защиты от нападок со стороны владельца вещи, его родителей, воспитателей, учителей. Дайте ребенку понять, что вы всегда поможете в трудной ситуации.
-
Можно постараться делать так, чтобы ребенок вернул вещь самому владельцу без лишних свидетелей.
-
Объяснить ребенку, что свою вещь можно брать без проса, а чужую — нельзя. Можно только тогда, когда хозяин разрешит ее взять.
-
Ведите себя порядочно, чтобы ребенок мог достойно вам подражать.
-
Если вы стали свидетелем воровства, скажите об этом своему ребенку открыто, дайте ребенку понять, что вы не одобряете никакого воровства.
-
Отдавать хозяевам вещей не только дорогие, но и дешевые вещи
-
Поощрять ребенка признавать свои ошибки, сознаваться в них
-
исключить ситуации, провоцирующие воровство (не держать деньги в доступном месте)
-
Почитать и обсудить литературу о нравственном воспитании (для малышей — в игровой форме)